Дополнительная литература |
 |
Занимательная бухгалтерия: Записки старого бухгалтера
16. День науки
В городе проводили время от времени большие совещания бухгалтеров. Главк давал разнарядку, сколько бухгалтеров на это совещание Торг должен поставить. Торги поставляли счетных работников. Женщины эти совещания ненавидели и старались от участия в них улизнуть. А меня дружно туда выпихивали. Я тоже эти совещания не любил. Они назывались научно-практическими. Но какая наука может быть в бухгалтерии. Конечно, смешно. Что у нас какие-нибудь интегралы используются? Правильно учил В.И. Ленин - при коммунизме каждая домработница будет управлять государством, а учет сведется к умению грамотно писать. В том-то и смысл нашего дела: никакой науки. И кто настоящий практик, тот это понимает.
Надо все делать и понимать практически. А что после войны получилось? Группа бездельников-тунеядцев, кто в бухгалтерии ни уха, ни рыла не понимает, объявили бухгалтерию наукой и примазались к настоящим ученым. Присвоили себе дипломы доцентов и профессоров и оклады себе положили по 12 000 руб. в месяц. И это при том, как мне говорили, что вся их работа от двух до четырех часов в месяц. Вот это я понимаю, устроились. Кадры, говорят, готовят. А что они могут: мемориальной формы не знают, журнально-ордерную свести - слабо им, а на счет таксировать числа - не умеют. Профессура называется. Смех один. И книжки пишут. По их книжкам ничему научиться нельзя. Бухгалтерский учет - дело практическое, и каждый может понять его, только работая. А все эти аспирантуры, докторантура - пустое занятие, чтобы от дела увиливать и деньги снимать. Вот один простой пример. Во всех книгах, на которых написано "Бухгалтерский учет", написано: оприходованы товары. Если так, то поймите, авторы этих книг настолько безграмотны, что сами ничего придумать не могут, а только списывают друг у друга. Ну что ребенок может понять в слове "оприходованы" - да ничего. А в жизни, когда школьник увидит, как привезли товар, как его разгрузили, как предъявили документы, что в них отметили, как уложили товар, как его в секцию отпустили, как проверили накладную, как ее в товарный отчет включили, как сверили с оплатой по расчетному счету - вот тогда, может быть, все и было бы понятно, но профессора эти никогда не работали, никогда ничего не видели и занимаются явным очковтирательством, "оприходовано" пишут. Бред какой-то.
Думаю, что руководство это понимало, и поэтому этих профессоров привлекали для обучения нас - практиков. Эти встречи назывались Днями науки. Вот я помню один такой. Выходит на трибуну какой-то старикан, говорит он ужасно, и по форме, и по содержанию понять его очень трудно. А он чего-то бормочет, надо сказать, темпераментно, и от того еще менее понятно. Мы все засыпаем. Вдруг этот старикашка, пропахший нафталином, как закричит:
- Похабщина!
Народ оживился и стал вникать в речи профессора. Но тут оказалось, что инвентаризация - это не метод бухгалтерского учета, а что-то, не пойми что. Инвентаризация - это же главное орудие контроля сохранности социалистической собственности и основной источник дополнительных доходов счетных работников, а этот профессор хочет отказаться от контроля, чтобы материяльщики все сперли, а с нас последние штаны сняли. Ему хорошо. Он свои деньги всегда снимет. А о людях, ведущих учет, он не думает. Ну, конечно, народ возмутился, говорит:
- Как так - инвентаризация не метод бухгалтерского учета? А кто собственность будет охранять? А если она - не метод, то чего будет стоить баланс без нее? Получается тогда, что мы не ценности в учете отражаем, а так, липу всякую, которую сочиняют от скуки материяльщики? Где контроли? Где вы работаете? Какова связь с практикой? И т.д. и т.п.
Потом мне старика стало жалко. Он рассердился, стал на трибуне нас ругать, листы свои под потолок бросил, ну тут председатель и собрание закрыл. Велел всем по домам расходиться.
Вот так и проходили дни бухгалтерской науки.
<< вернуться к разделам
|